Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
·
осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
·
скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за
определенный промежуток времени);
·
способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
·
выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной
интонации, верной постановке ударения);
·
правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот,
допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники
чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику
чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух
раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования
навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Классификация
ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
слогов, слов);
-неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова
и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
·
Жужжащее чтение.
·
Чтение перед сном.
·
Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем:
ученик читает текст. По истечении минуты
взрослый останавливает его, и приметить слово, до которого дочитал. Далее прочитать снова текст орфографически. Затем, повторное прочтение
этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова
ребенок примечает слово, до которого он дочитал и сравнивает с предыдущим
результатом.
·
Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а
справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в
слиянии букв и чтении слов без напряжения.
·
Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной
непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
·
Самозамер чтения. Ежедневно производится самозамер чтения и записываются результаты в специальный дневник.
·
Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке,
которую будут держать «вверх ногами».
Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь
именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти
и является залогом успешного учебного процесса.